Доска позора
Выпустив в 1927 году свой первый легковой автомобиль, компания Volvo столкнулась с жесткой конкуренцией на рынке. Чтобы как-то подстраховаться, основатели шведской марки – Густав Ларсон и Ассар Габриэльсон – решили начать выпуск грузовиков, спрос на которые увеличивался по мере роста экономики страны. За развитие именно такого бизнеса активно выступал Густав Ларсон, и в октябре 1927 года вопрос был вынесен на правление компании, где и было принято решение о начале выпуска грузовых автомобилей. А 20 февраля 1928 года первый полуторатонный грузовик «Модель № 1» был построен. Расчет оказался правильным, и вскоре территорию завода покинула партия из 500 машин. Грузовики Volvo оказались востребованы не только в самой Швеции, но и в Финляндии, куда в 1928 году отправилось 20 машин. Однако 1,5-тонные грузовики не могли полностью удовлетворить потребностей рынка, поэтому уже в следующем году на производство поставили двухтонную модель - LV 60, а в начале 30-х годов компания выпустила первый в Швеции трехосный грузовик LV64LF с колесной формулой 6х2. Тридцатые годы были для грузового отделения Volvo временем становления модельного ряда и расширения семейства грузовиков. Именно тогда появились серии капотных грузовиков LV66/68, LV70/78, LV 81/86, с полезной нагрузкой от двух до семи с половиной тонн. А в конце тридцатых на рынок вышли и более грузоподъемные машины с моторами 90-130 л.с. и полезной нагрузкой до десяти тонн. Тяжелые грузовики были отнюдь не единственной продукцией предприятия. На базе выпускавшихся фирмой пассажирских авто создали гамму пикапов. Так что продукция компании была достаточно разнообразной: 12 базовых серий в 40 исполнениях с моторами мощностью от 65 до 140 л.с. с разнообразными колесными формулами и полезной нагрузкой. Велась на фирме и разработка принципиально новых моделей. Так, в 1933 году здесь появилась модель LV67LF – один из первых в мире трехосных грузовиков с кабиной над двигателем. Кризис нипочем! Вслед за этим компания стала одним из мировых лидеров в разработке и производстве газогенераторов. Эти приборы вырабатывали газ, пригодный для использования в ДВС, в процессе неполного сжигания твердого топлива – деревянных чурок, торфяных брикетов, каменного угля и т.д. Газогенераторные установки Volvo считались одними из самых лучших и компактных, а потому вскоре стали образцом для подражания. Многие компании либо покупали патент, либо строили установки по их образу и подобию. Но компания работала не только над начинкой своих грузовиков, не был забыт и экстерьер. Так, в конце тридцатых годов появились образцы машин с обтекаемыми кабинами. Военные перипетии Начало Второй мировой войны спутало планы большинства европейских автопроизводителей. Многим срочно пришлось переходить на выпуск военной продукции. Volvo тогда оказалась в более выгодном положении, поскольку Швеция твердо стояла на позициях нейтралитета. С конвейеров компании к тому времени сходили 24 серии гражданских грузовиков различной грузоподъемности и назначения. Тем не менее, пришлось поработать и над армейской техникой. В 1940 году началось производство серии грузовиков TVB для шведской армии. После нападения Гитлера на СССР война приобрела глобальные масштабы, в связи с чем компания значительно сократила выпуск гражданских автомобилей, но взамен получила крупные заказы на военную технику. На заводе Volvo Pentavercen началось производство бронированных автомобилей Linx. Одновременно шло укрупнение компании: Volvo присоединило к себе фирму Svenska Flygmotor AB из Тролльхеттана, специализирующуюся на выпуске авиационных двигателей, а чуть позже время был установлен контроль над заводом по выпуску коробок передач в Кепинге. В начале сентября 1944 года в Стокгольме была организована промышленная выставка, в числе экспонатов которой были и грузовики Volvo. В том же году появился и дизельный двигатель VDA (Volvo diesel engine type А) мощностью 95 л.с. Очевидно, что за годы войны грузовое отделение компании приобрело значительный опыт, который впоследствии успешно применялся при создании мирной техники. Долгожданный мир За год до конца войны стало очевидным, что в ближайшее время Европе потребуется много грузовиков для восстановления разрушенного хозяйства. Значительная часть заводов на континенте, выпускавших такого рода продукцию, серьезно пострадала в ходе военных действий. И тут у Volvo была наиболее благоприятная стартовая позиция для послевоенной гонки. Правда, у компании были и проблемы: большая часть модельного ряда нуждалась в модернизации или в замене. И все же1946 год выдался благоприятным для грузового отделения. Volvo приступает к массовому выпуску дизельных грузовиков LV150. Дизель с успехом пришел на смену многотопливным двигателям, и в 1947 году от производства последних отказались. Юбилейный для отделения 1948 год ознаменовался началом работ над грузовыми автомобилями нового поколения. Помимо того, была введена и новая буквенно-цифровая индексация автомобилей. С этого времени в индексах первая буква L обозначает тип автомобиля (L начальная буква шведского слова, обозначающего грузовой автомобиль) первая цифра обозначает его поколение, вторая – размер, а третья – тип двигателя. Бензиновые моторы обозначались цифрой 0, дизельные – цифрой 5. Согласно новой индексации, легкий грузовик LV 105 стал называться L200. В год 20-летнего юбилея грузовое отделение Volvo выпускает десять серий автомобилей. Его продукция реализуется в 21 стране мира: от родной Швеции до Южной Африки, Чили и Бразилии. В Финляндии и Аргентине работают дочерние отделения, а в остальных странах действуют местные импортеры. Полное обновление Обновление модельного ряда марки произошло в 1949 году. Среди продукции компании появилось несколько гражданских версий грузовиков, обозначавшихся литерой С (Сivilian). В ассортименте компании появилась новая серия дизельных LV250. Из новшеств – сконструированная с целью максимального комфорта для водителя кабина. С того времени и началась серьезная работа над улучшением комфортабельности кабин. В 1949 году появились также и новые серии полноприводных машин, и бензиновые модели L220. Пошел в серию самый легкий грузовик марки - PV445, базировавшийся на платформе пассажирского автомобиля PV144, выпускавшегося легковым подразделением Volvo. О том, насколько высоким был технический уровень грузовиков Volvo, говорит одна деталь: в 1949 году на большинстве моделей применялась коробка передач с синхронизаторами на всех ступенях, за исключением первой. В начале 50-х годов появились новые серии средних и тяжелых капотных машин – Viking и Titan. Продолжалась и работа над усовершенствованием двигателей. Настоящим прорывом в этой области стало появление в 1954 году автомобиля L395 Titan Turbo – первого в мире грузового автомобиля с турбонагнетателем. Введение этого новшества позволило повысить мощность шестицилиндрового мотора D96 объемом 9,6 л со 150 до 185, а позднее и до 230 л.с. Вообще же 50-е годы прошлого столетия стали для шведов временем творческого прорыва. Именно тогда родились серии Brage, Starke, Raske, Snabbe, Trygge, выгодно отличавшиеся от продукции большинства конкурентов своими аэродинамичными обводами. Многое делалось и для улучшения эргономики автомобилей. В 1963 году компания преподнесла конкурентам сюрприз – модель L4751 Packe с кабиной Tiptop, при разработке которой впервые приоритет отдавался повышению безопасности и удобства водителя. Цельнометаллическая, двухместная, с прочным каркасом из стали, кабина обеспечивала комфорт и безопасность водителя на самом высоком уровне для своего времени. Эта серия грузовиков считается родоначальником всей гаммы современных тяжелых автомобилей Volvo. Новые горизонты В 1965 году компания приняла план развития, по которому основной ее продукцией становились средние и тяжелые грузовые автомобили и тягачи с дизельными двигателями. Планом предусматривалось внедрение так называемой «Системы 8». Поначалу это означало, количество базовых вариантов машин, находившихся в производстве. Однако с течением времени восьмеркой стали обозначать количество основных стандартизованных модулей, на базе которых выпускались новые модели. Постепенно все предыдущие серии Volvo заменили на «восьмерки». Топовыми в гамме тогда были тяжелые грузовики NB88 и FB88, комплектовавшиеся модернизированными кабинами и дизельным двигателем D100 объемом 10 л и мощностью от 165 до 200 л.с. Со временем 88-я серия завоевала славу надежных и безопасных автомобилей, на которых, кстати, впервые появилось стационарное спальное место для водителя. В начале 70-х годов бескапотная версия 88-го была переработана в магистральный тягач F89 – один из наиболее совершенных в своем классе. В число основных европейских производителей грузовиков тогда входили Volvo, DAF, Magirus-Deutz и SAVIEM, которые вместе составляли весьма влиятельный «Клуб четырех». Необходимость подобного клуба обуславливалась тем, что для удержания лидирующих позиций в бизнесе, всем его участникам в целом ряде случаев было выгоднее расходовать средства не на конкуренцию, а на совместные разработки. Именно в рамках такого сотрудничества и появилась на свет новая грузовая кабина Club, созданная при участии специалистов всех выше перечисленных компаний. Положенные испытания кабина прошла на моделях F82 и F83. Однако в производство она пошла на машинах новых серий - F4 и F6, выпуск которых был налажен на заводе компании в бельгийском Генте. В 1978 году начался выпуск серии Miljo, полной массой 17,5 т. Эти грузовики предназначались для работы в городе и оснащались автоматической коробкой передач Allison. В 1979 году этот автомобиль был признан «Грузовиком года». В 70-х же начались работы над новым поколением автомобилей, получившим название «Поколение 80-х». Эта гамма имела огромное количество версий с разными базами, кабинами и двигателями. В самом конце 70-х конструкторы Volvo обновили кабину Globetrotter, сделав крышу выше на 52 см. Кабина стала одной из самых больших и комфортных для своего времени, и первой, где человек мог свободно встать во весь рост. Еще одним итогом 70-х годов стало внедрение системы промежуточного охлаждения воздуха, поступающего в цилиндры из турбонагнетателя. Устройство получило название «интеркулер». Работы над ним велись с 1963 года в обстановке полной секретности, поэтому появление интеркулера стало настоящей сенсацией в мире грузовых автомобилей. Современники по заслугам оценили достижения компании: в 1984 году обновленный F10 Turbo Intercooler вновь завоевал для нее почетное звание «Грузовик года». А в 1986 году «Грузовиком года» была признана серия FL. Помимо крупных технических прорывов, 80-е ознаменовались и серьезными успехами на зарубежных рынках, в том числе и рынке Соединенных Штатов. В начале десятилетия Volvo, взяв под контроль фирмы White и Autocar, вступила на рынок самой крупной в мире автомобильной державы. В 1986 году General Motors объявила о начале сотрудничества с Volvo, а два года спустя грузовое отделение GM официально вошло в состав шведской корпорации. Новую компанию назвали Volvo-GM Heavy Truck Corporation. Успехи на рынке Северной Америки еще больше способствовали укреплению престижа марки Volvo во всем мире. Девяностые годы стали для Volvo десятилетием успеха. В 1994-м началось изготовление грузовиков серий FМ12 и FH12 Появлялись в 90-х и технические новинки: полуавтоматическая 12-ступенчатая коробка передач Geartronic, 6-ступенчатый автомат Powertronic, навигационная система Dynafleet, моторы D16А с насос-форсунками и электронным управлением на каждом цилиндре. А в конце 90-х на автомобилях Volvo начали устанавливать бортовые компьютеры… |